Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение г.Москвы "Школа 1495"

Структурное подразделение №1



ds2525.znaet.ru / Фольклорная студия «Потешка»
Главная страницаКарта сайта



Сегодня
25.04. 2019



Фольклорная студия «Потешка»

Фольклорная студия «Потешка» сформировалась в рамках  дополнительного образования  на базе ГОУ  № 2525. В связи с тем, что данное образовательное учреждение  имеет художественно-эстетическую направленность, изучение фольклора помогает углубить знания и навыки детей в этом направлении.
Приобщая детей к русской народной  культуре,  мы развиваем  в них национальное самосознание, уважение к  своему народу,  старшим – как носителям  и хранителям традиций. Воспитывается понимание роли семьи, преемственности поколений.  При помощи фольклора закладываются навыки коммуникативности детей. Практическое изучение фольклора положительно влияет на психофизические процессы в жизни дошкольников. Стройная система воспитания детей в традиции предполагает  формирование позитивных и педагогически правильных реакций в поведении детей. Средствами фольклора воспитываются  чувства взаимопомощи старших - младшим, осознания себя и своего места в социуме, семье, коллективе. 
Создание фольклорной студии «Потешка» является первым опытом работы с дошкольниками. Новизна программы заключается в  расширенном изучении традиционной культуры  методом погружения. В отличие от  узконаправленных фольклорных ансамблей, студия «Потешка» предлагает комплексное изучение русских традиций, начиная с пения, пляски, народных игр, теоретических сведений, и заканчивая игрой на муз. инструментах, а также  практическому освоению прикладной деятельности.  Подобный подход к процессу обучения позволяет создать  особую  среду, в которой будут воспитываться дети. Только комплексный подход позволяет создать атмосферу, максимально приближенную к  традиционному  укладу жизни русских крестьян.   Лишь погружая детей в мир русского фольклора с его песнями, праздниками, загадками, играми, костюмами  и проч. мы можем попытаться восстановить   во многом утерянную русскую традиционную культуру.
Студия «Потешка» предполагает 3-х годичное обучение, которое начинается со средней группы и продолжается до подготовительной группы включительно.  Помимо пения и знакомства  детей с народной хореографией детям предлагаются для практического изучения народные игры, занятия прикладным творчеством, фронтальные занятия, а также игра на народных музыкальных инструментах.
Занимаясь организацией педагогического процесса необходимо рассмотреть следующие формы работы: фольклорный ансамбль, фронтальные занятия, прикладное творчество, игра на народных музыкальных инструментах.
Ансамбль – является наиболее традиционной  формой народного пения. Именно ансамблевое пение наиболее удобно для обращения к  жанрам народного календаря (святочные, масленичные песни, заклички, троицкие, купальские, обжиночные песни и др.).  Песни календарного цикла одинаково удобны для исполнения детьми как  первого года обучения (узкий диапазон, удобность «квартового» интонирования, опора на речевую декламацию), так  детьми более старшего возраста. Обязательно и оправдано на начальном этапе обучения обращение преимущественно  к игровым песням.  Лирические  протяжные и хороводные-плясовые песни включаются в программу  лишь стретьего года обучения (фрагментарно – со второго) в силу  своей сложности. Сложность  лирических протяжных песен  -  в их масштабах,  их «неквадратной» структуре, в непростом  интонационном  и ритмическом строении. Для хороводных песен в свою очередь необходима развитая система дыхательного аппарата, поскольку песни этого жанра исполняются с элементами народной хореографии.     
Таким образом, в репертуар фольклорного ансамбля включаются  образцы различных жанров музыкального фольклора  в такой закономерной последовательности, которая даёт возможность естественно и гибко двигаться от простого к более сложному музыкальному материалу.
На занятиях фольклорного ансамбля дети знакомятся с традиционным пением, хореографией и народными играми. Наибольший практический результат даёт смена и цикличность данных форм деятельности.
Фронтальные занятия. Если на занятии фольклорным ансамблем дети погружаются в практическое освоение традиционной культуры, то на фронтальных занятиях происходит теоретическое ознакомление детей с традиционной культурой. Это очень важная информативная составляющая курса студии «Потешка».  В этот раздел работы входят: сведения о народном календаре, знакомство с семейно-обрядовой жизнью русских крестьян (рождение, крещение, взросление, свадьба),    изучение русского крестьянского костюма (с затрагиванием региональной специфики); ознакомление с различными народными ремёслами, игрушками; сказки.  Для работы в этом направлении  используется большое количество иллюстративного материала (фотографии, репродукции, аудио, видеоматериалы; реальные образцы прикладного творчества).
Данные формы работы (фольклорный ансамбль, фронтальные занятия) подчинены принципу повторности и периодичности в изучении материала. В традиционной культуре человек подвержен цикличности. Он проживает праздники, обряды, ритуалы каждый год заново. Каждый год необходимо колядовать, петь масленичные песни, водить весенние хороводы, играть летнюю «Кострому», петь обжиночные песни при сборе урожая и т.д для того, чтобы в мире поддерживался порядок и гармония. Поэтому в  студии «Потешка» у детей есть возможность закрепления материала на новом, более качественном уровне при повторном обращении к пройденным темам. 
Прикладное творчество. На этих занятиях дети погружаются в традиционную культуру через тактильные ощущения. Работая с природными материалами они получают наглядные впечатления о традиционной культуре. Работа с ремёслами приучает к внимательности и аккуратности, развивает чувство формы и цвета. В программу обучения входит освоение поделок из соломы (куклы, солнечные кони, рождественская звезда и др), поделок из пряденой и непряденой шерсти (куклы, бусы, птицы и проч.), а также подробная работа с лоскутами (куклы, коврики др). В цикл работ по прикладному творчеству  входит знакомство с простейшими приёмами ткачества (ткачество и плетение поясов на берде и на дощечках).
Игра на народных инструментах: Помимо традиционно принятых в фольклорных ансамблях шумовых инструментов (таких как трещётки, ложки и др), в студии «Потешка» детям предлагается освоить деревянные-духовые инструменты, такие как свирель и кугиклы. Обучение происходит в игровой форме. Особое внимание направлено на работу детей с колористическими приёмами  игры. Опора в данной форме работы происходит на мастер класс Рокитянской «Обучение детей игре на блокфлейте».


Руководитель студии:

Демидова Лилия Юрьевна - педагог дополнительного образования.Окончила Московскую Государственную консерваторию им. П.И.Чайковского.
Педагогический стаж 7 лет. В детском саду работает с 2005 года.














    © 2005-2019
    Направление.RU
    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта

    Адрес: ул.Руднёвка д.26
    Телефон: +7 (499) 721-58-67
    E-mail: