Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение г.Москвы "Школа 1495"

Структурное подразделение №1



ds2525.znaet.ru / Страничка ИЗО
Главная страницаКарта сайта



Сегодня
25.04. 2019



Страничка ИЗО

Копеечкина Ольга Олеговна - педагог дополнительного образования по изодеятельности. Имеет первую квалификационную категорию. Закончила педагогический институт "Развитие художественных способностей дошкольников".







Занятия в художественной студии.

 

Поиски вариативных форм и методов работы с детьми позволили выделить альтернативные дошкольные учреждения: учебно-воспитательные комплексы (в них наряду с группами детского сада создаются начальные классы школы, и дети, посещавшие подготовительную группу, учатся в этих классах), прогимназии, лицеи с обучением детей дошкольного возраста и др.

 

Детские учреждения получают возможность развивать работу с детьми в различных направлениях, приглашая к сотрудничеству педагогов разных специальностей. Среди разнообразных форм работы с детьми большой интерес педагогов и родителей вызывает организация углубленной работы по эстетическому воспитанию и, в частности, более глубокая и направленная работа по изобразительной деятельности.

 

В целях осуществления разностороннего художественно-творческого развития детей в дошкольных учреждениях организуются художественные студии, эстетические центры. Их создание весьма прогрессивно, однако вызывает большую потребность в специалистах, которые могли бы заниматься с детьми, развивая их художественные и творческие способности. От такого специалиста требуются знание законов художественного творчества, психолого-педагогических основ развития детского творчества, психологии ребенка, его индивидуальных особенностей. Поэтому каждому, кто хотел бы работать с детьми в студиях, целесообразнее пройти подготовку на специальных курсах, где профессиональные художники получат знания в области педагогики и психологии ребенка и познакомятся с условиями развития детского творчества, педагоги наряду с по-полнением своих знаний в области педагогики и психологии творчества получат навыки и умения в художественной деятельности. Безусловно, руководителям студий и центров необходимо постоянно повышать психоло¬го-педагогическую культуру.

 

Занятия в студии интересны и полезны. Интересны потому, что происходят в необычной обстановке, не в группе, к которой дети привыкли, а в специально для этих занятий созданных помещениях, оформленных особым образом, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность.

 

Работа в условиях студии позволяет систематически и последовательно решать задачи дифференцированного, индивидуального подхода. Так, наряду с занятиями со всей группой можно проводить занятия с детьми по подгруппам (с одной подгруппой в это время занимается воспитатель). При этом подгруппы можно составлять на основе уровня владения навыками изобразительной деятельности. Состав подгруппы детей со слабо развитыми навыками и умениями может быть несколько меньшим, чем подгруппы более сильных детей. Это позволит уделять каждому ребенку больше внимания.

 

С детьми, проявляющими высокий интерес к изобразительной деятельности и обладающими более развитыми способностями, в студии целесообразно проводить отдельные занятия.

 

Очень важно, чтобы студия была оборудована всем необходимым В ней должна быть удобная для занятий мебель; столы, которые легко можно передвигать и расставлять в зависимости от цели занятия, стулья мольберты. Необходима большая доска, которую можно использовать для демонстрации наглядного материала и для выставки (просмотра) выполненных детьми работ. Доску можно также использовать для разнооб-разных изобразительных упражнений.

 

В студии надо найти место и для выставки детских работ. Здесь должны быть все изобразительные материалы, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, а также наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации детских книг в исполнении лучших художников, изделия народных мастеров, художественные альбомы, игрушки и др.). Все это следует располагать в определенном порядке.

 

Опыт работы студий весьма разнообразен. Разнообразие форм организации определяется и тем, какое помещение выделено для студии, и ква-лификацией и опытом преподавателя, и наполняемостью дошкольного учреждения детьми, и рядом других факторов.

 

По какому бы из вариантов ни строилась работа в студии, следует помнить одно: она должна быть тесно связана с общей воспитательно-образовательной работой в детском саду.

 

Уровень овладения изобразительной деятельностью и ее результаты во многом зависят от уровня воспитательной работы с детьми в целом. В тех случаях, когда последний невысок, нельзя рассчитывать на успешное развитие детского изобразительного творчества. И тут мы считаем уместным вспомнить слова Б. М. Теплова, который отмечал недопустимость отрыва художественного воспитания от общей учебно-воспитательной работы: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый работник в области художественного воспитания смотрел на себя прежде всего как на педагога, решающего общую педагогическую задачу, и, с другой стороны, чтобы наша педагогика видела в художественном воспитании свою собственную, кровную, органическую задачу». Данное положение полностью относится к руководителю студии. К сожалению, иногда работа с детьми в студии ведется изолированно от общего педагогического процесса. Чаще всего это случается, когда в студии с детьми занимается не педагог, а художник, незнакомый с психологией ребенка и с системой деятельности дошкольного учреждения.

 

О неприемлемом варианте работы студии и ее педагогов хотелось бы сказать особо. Речь идет о такой организации, когда на руководителя студии возлагается обязанность вести все занятия по изобразительной деятельности со всеми группами детей дошкольного учреждения. И здесь дело не только в том, что осуществить качественную работу с детьми, когда занятия с разными возрастными группами идут одно за другим, фактически без перерыва, невозможно. Подобный режим работы не позволяет педагогу подготовить материалы к занятию, не говоря уже о создании об¬разов-представлений, необходимых детям для творчества. Передав все занятия по рисованию, лепке, аппликации руководителю студии, воспитатели, во-первых, лишаются этого эффективного средства всестороннего воспитания, во-вторых, воспитатели перестают систематически осуществлять сенсорное развитие детей: развивать эстетическое восприятие обогащать и развивать эстетические представления и воображение, формировать способность к наблюдению. Это ведет к реальному отрыву всей образовательно-воспитательной работы от художественного творчеств; и наоборот.

 

Итак, создание студий, художественных центров,  при детских садах — дело интересное и полезное. Но эффективность их деятельности во многом зависит от творческой работы педагога и от условий, созданных для развития детей.

 

 

 

 

Художественно-творческая деятельность

в процессе дополнительного образования

 

Как в базовом, так и в дополнительном образовании для учителя важно не только создать условия и организовать деятельность, обеспечить ее художественными материалами. Важно ответить на возникающие в процессе работы вопросы. Например:

 

• Как построить работу с детьми, чтобы сама деятельность, требующая от ребенка порой таких усилий, к которым он еще не готов, не утеряла своей привлекательности?

 

• Как подойти к более высокому уровню исполнения работы, чтобы она не приобрела механистического характера и не перестала быть художественной?

 

• Как воспитывать в процессе деятельности нравственные идеалы и ценности?

 

1. Мир искусства как целостное отражение духовной жизни общества и художественной деятельности человека во все времена, как среда, созданная человеком, выступает одновременно как объект пристального изучения и как средство эмоционального воздействия на личность учащихся. Чтобы художественная деятельность оставалась привлекательной, несмотря на трудности в достижении хороших результатов, учитель может использовать эффект новизны, открывая новую грань давно знакомых предметов, известных ситуаций. Можно увидеть необычное в обычном, посмотрев на мир, скажем, глазами сказочного героя или животного. Важны и смена задач, и использование разных художественных материалов и техник, и разнообразие форм работы с детьми, и драматургия занятия, то есть применение на практике разнообразных педагогических технологий. Эти моменты существенны и должны быть заранее спроектированы учителем так, чтобы не просто конечный результат (продукт) был гарантирован, но была затронута душа ребенка.

 

2. Современная практика дополнительного образования предполагает получение более высоких и качественных результатов, чем в классно-урочной системе, за счет большего времени и меньшего количества учеников. Однако можно порой наблюдать, как один механический прием распространяется на всю группу и владение им является целью работы. При этом детские работы оказываются похожими одна на другую. Такая деятельность не нацелена на творческое развитие индивидуальности ребенка, несмотря на то что условия ДО позволяют к этому стремиться. Наша экспериментальная программа, так же как и программа базового образования, построена на равноправном освоении трех видов художественной деятельности человека: изобразительной, декоративной и конструктивной, но с более глубоким проникновением в основы каждого из них. Выделяя особенности видов художественной деятельности, мы делаем акцент на том, что в каждом из них одновременно присутствуют все три, но только один является ведущим. Этим определяются системность и преемственность между областями общего и дополнительного образования. Так мы добиваемся того, чтобы каждый ребенок мог попробовать свои силы в самых разных видах художественной деятельности как настоящий художник (на уроке есть лишь возможность знакомства), найти то, что ему ближе и интересней, развить именно ему присущие способности и раскрыть свою индивидуальность в художественной форме.

 

3. Что и как воспитывать в процессе деятельности? Прежде всего воспитывает само общение с произведениями искусства, история народа, запечатленная в них, взгляд художника на современные ему события и людей, среди которых он жил. Кроме того, задачи воспитания художественного вкуса, общения на уровне взаимопомощи и радость по поводу успеха других нашли свое решение в коллективных формах работы. В условиях дополнительного образования такая деятельность особенно привлекательна, так как заведомая широта, разнообразие и высокое качество работы, достигаемые за счет индивидуального взаимодействия с каждым участником и большего, чем в классно-урочной системе, времени, позволяют учителю ставить и успешно решать самые сложные задачи.

 

Такую форму деятельности мы начинаем с первого года обучения, так как именно в общей работе легче увидеть гармонию цвета, формы и композиции. Дети сами учатся исключать из нее те элементы, которые выделяются из общего колорита или композиционного решения. Постепенно они приходят к тому, что в стремлении к гармонии порой собственную работу нужно переделать, чтобы она вписалась в общий контекст. В дальнейшем, в процессе индивидуальной работы, ребенок начинает смотреть на свою работу уже другими глазами, привыкает мыслить с позиций художественности образа.

 

 

 

Формирование творческой личности — одна и важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность ребенка, в процессе которой  успешно развиваются художественно-творческие способности детей.

 

Понятие образование можно расшифровать как создание образа окружающего мира. Человек познает окружающий мир образами, а не сумой знаний. Знания упорядочивают, выстраивают образы в систему. Поэтому образовательный процесс должен включать в себя разнообразные методические приемы развития личности.

 

Наиболее комфортной областью познания мира через образы является искусство. Искусство познает мир в образах. Способность рождать образы - воображать принадлежит человеку, и дает ему возможность преобразовывать и совершенствовать мир, в котором он живет. Следовательно, область искусства - это необходимая часть образовательного процесса, нацеленная на воспитание гармоничной и творческой личности.

 

В психолого-педагогическом и методическом планах необходимо руководствоваться стремлением сохранить и вовлечь в дальнейшее развитие предпосылки, ко­торыми наделены дети, и трансформировать их в актуаль­ную способность создавать и постигать художественные образы. Этому подходу чуждо тради­ционное игнорирование ценных приобретений до­школьного детства, с которым ребенок обычно сталкивает­ся при начале систематического обучения, в том числе и художественному творчеству. Речь идет о попытке решить парадоксальную на первый взгляд задачу - обучать творчеству, создав для этого благоприятные психолого- педагогические условия.

 

При проведении специальных занятий, основанных на приемах воображения («фаназирования») можно развивать творчество.

 

На базе развития творческого воображения возможно успешное воспитание эмпатии и эмпативного поведения детей По мере проявления ребенком своей индивидуальности и осознания себя развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление, т.е. эмпатии.

Здесь мы должны по достоинству оценить и ис­пользовать в обучении возможности игры,  которая является важной природной предпосылкой для разви­тия способности ребенка к творчеству, для дальнейшего развития умения вживаться в образ другого (этим другим может быть не только человек, но и любой предмет или явление жизни), а потом и передавать его внутреннюю суть в выразительном внешнем образе.

Необходимо сказать, что игра может быть рассмотрена как средство развития творческих способностей, а ее организация для развития творчества - как необходимое условие креативности дошкольника Игра – основа моделирования образовательного пространства дошкольника.

 

Если среди множества учеников встретится та­кой, кто действительно рожден, чтобы «переводить жизнь свою в образ», то в благоприятной творческой атмосфе­ре занятий он вскоре это поймет и сделает выбор сам, сознательно и ответственно. А оптимальная педагогиче­ская установка по отношению ко всем детям, такова: художественное развитие для человека, а не наоборот.

 

Творческие задания бесконечно разнообразны, но они обладают существенными общими чертами. Это задания открытые, они не имеют заранее известно­го, кому бы то ни было единственно правильного для всех решения. Важно понять, что это не педагогическая игра в незнание, направленная на то, чтобы активизировать де­ятельность ученика: педагог, как мы уже отмечали, дейст­вительно не знает, каким должно быть решение творче­ской задачи, хотя может предвидеть общее направление решения и судить об удаче или неудаче ребенка. Конкрет­ное решение всегда порождает сам ребенок (как порождает его и взрослый художник). Поэтому оригинальность и но­визна - неотъемлемые, можно даже сказать - неизбежные свойства творческого решения, и ни ребенок, ни взрос­лый художник не должны специально о них заботиться.

 

Не следует заниматься ран­ней селекцией детей, самонадеянно пытаясь предрешать их творческие судьбы. Селекцион­ный подход в любых формах принесет больше вреда, чем пользы. «Будем подходить ко всем детям с «презумпцией одарен­ности» - тогда уж точно никого не упустим. Будем рабо­тать с каждым ребенком, творчески развивающими метода­ми - и образуется общий высокий уровень художественной культуры, а над ним поднимутся те немногие особо ода­ренные дети, которых мы другими способами, скорее всего, не обнаружили бы», - предлагает А.А.Мелик-Пашаев.

 

В современной образовательной ситуации художник-педагог - это в первую очередь педагог. Это значит, что его приоритетная область творчества - педагогическая, его главная цель - художесвенное развитие ребенка. Главное, чтобы педагог имел собственный опыт порождения и воплощения творческих замыслов.

 

Что является целью, а что - средством. Что порождает твор­ческие замыслы, а что помогает их осуществить художе­ственными средствами. Речь  о приоритетах, о том, что прежде надо увлечь ребенка творческой природой искусства, а потом давать ему технические средства, чтобы он мог воплощать замыс­лы, которые он сам порождает и хочет воплотить.

 

Главная цель дополнительного образования: помочь детям расти творцами, и не только в той или иной частной области культуры, но и в более широком смысле — творцами по своему психологическому складу независимо от будущей профессии. А освоение наследия, созданного другими, здесь не главная цель, а незаменимое условие самовоспитания творцов. Ведь одно невозможно без другого. Не овладевая куль­турой, не станешь ее творцом.

 

Доминантной формой приобщения детей к искусству в условиях изостудии оказывается «зона свободного поиска интересов»: - «...здесь самые удобные условия именно для заражения собственными увлечениями у руководителя и самая удобная форма поиска себя своих интересов и увлечений для ребенка.», - указывает Б.М. Неменский. Ведущей является  задача – дать ребенку  опыт творчества.

 

Поэтому основная педагогическая задача целенаправленного художественно-творческого развития - помочь ребенку пройти путь от смутного долженствования «что-то сделать» к сознательной работе в авторской позиции.

 

А оптимальная педагогиче­ская установка по отношению ко всем детям, такова: художественное развитие для человека, а не наоборот.

 

И в центре такой работы всегда стоит творческое задание.

Творческие задания бесконечно разнообразны, но они обладают существенными общими чертами. Это задания открытые, они не имеют заранее известно­го, кому бы то ни было единственно правильного для всех решения. Важно понять, что это не педагогическая игра в незнание, направленная на то, чтобы активизировать де­ятельность ученика: педагог, как мы уже отмечали, дейст­вительно не знает, каким должно быть решение творче­ской задачи, хотя может предвидеть общее направление решения и судить об удаче или неудаче ребенка. Конкрет­ное решение всегда порождает сам ребенок (как порождает его и взрослый художник). Поэтому оригинальность и но­визна - неотъемлемые, можно даже сказать - неизбежные свойства творческого решения, и ни ребенок, ни взрос­лый художник не должны специально о них заботиться.

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивал Л.С.Выгодский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано».

Творческое задание в искусстве - это задание на выра­зительность. Выполняя его, ребенок находит средства вы­ражения некоторого значимого для него содержания, худо­жественной оценки тех или иных сторон и явлений внешней и внутренней жизни. Такое понимание творческого задания в значи­тельной степени снимает практически неразрешимую проблему индивидуального подхода в обучении. Поэтому приоритет творческих заданий - незаменимое условие успешного ху­дожественного образования. В частности, по этому призна­ку можно почти безошибочно оценивать перспективы той или иной программы, того или иного направления в педа­гогике искусства.

Что является целью, а что - средством. Что порождает твор­ческие замыслы, а что помогает их осуществить художе­ственными средствами. Речь  о приоритетах, о том, что прежде надо увлечь ребенка творческой природой искусства, а потом давать ему технические средства, чтобы он мог воплощать замыс­лы, которые он сам порождает и хочет воплотить.

 

Главная цель дополнительного образования: помочь детям расти творцами, и не только в той или иной частной области культуры, но и в более широком смысле — творцами по своему психологическому складу независимо от будущей профессии. А освоение наследия, созданного другими, здесь не главная цель, а незаменимое условие самовоспитания творцов. Ведь одно невозможно без другого. Не овладевая куль­турой, не станешь ее творцом.

 

Ведущей является  задача – дать ребенку  опыт творчества.

Развитие художественного видения и есть главная задача художественного воспитания.

 

Теперь, воспринятое ребенок может закрепить в своем творчестве.   В центре такой работы всегда стоят творческие задания, которые бесконечно разнообразны, но они обладают существенными общими чертами. Это задания открытые, они не имеют заранее известно­го кому бы то ни было единственно правильного для всех решения. Важно понять, что это не педагогическая игра в незнание, направленная на то, чтобы активизировать де­ятельность ребенка: педагог, дейст­вительно не знает, каким должно быть решение творче­ской задачи, хотя может предвидеть общее направление решения и судить об удаче или неудаче ребенка. Конкрет­ное решение всегда порождает сам ребенок (как порождает его и взрослый художник). Поэтому оригинальность и но­визна — неотъемлемые и неизбеж­ные свойства творческого решения, и ни ребенок, ни взрос­лый художник не должны специально о них заботиться. В диалоге между педагогом и детьми разворачивается активный творческий поиск:  как наилучшим образом использовать то или иное средство изображения.

 

В связи с этим, наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей и поисковую деятельность, а значит развивают их художественно-творческие способности, являются различные занимательные занятия.

Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес. То есть цель проведения занимательных занятий - создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Все занятия сделать занимательными невозможно, и к этому стремиться бесполезно. Но внести элементы занимательности в каждое занятие воспитатель не только может, но и должен. Творчество без мотивации невозможно. Как известно, движущей силой любой деятельности является мотивация. А что как не интерес, увлечение заставляет человека исследовать действительность?

Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными.

 

Такие творческие занятия способствует развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ребенка модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений дошкольника с окружающей действительностью.

На таких художественно-творческих занятиях идет взаимообратная взаимообогащающая связь, когда поиграв с линией или цветом и сотворив нечто, ребенок начинает и вокруг замечать новые краски, обобщенные формы предметов, по-новому видеть и чувствовать, а увидев окружающую красоту – захотеть отобразить свои чувства в любом  творчестве. Развивая творческие способности, мы должны развивать художественные, а развивая художественные способности – развивать творческие.

 

В связи же с темой исследования, хочу подробней остановиться на специальной учебно-художественной игре - это игра не с сюже­том, а с пластикой формы, демонстрирующая способы её упорядоче­ния; это игра со способами изображения и выражения; игра, органи­зующая процесс интерпретации созданной формы и развивающая воображение.

Учебно-художественная игра, как и искусство, моделирует мир человеческих чувств и отношений. Поэтому результат такой игры - не только развлечение и удовольствие от самого игрового действа. И даже не создаваемое произведение. Её результат - открытие ребён­ком богатства мира человеческих чувств и отношений, открытие уни­кальности и значимости собственных переживаний, открытие воз­можности чуда: воплощения собственных переживаний в материале игры на языке цвета и формы.

 

Выполняя задания, дети открывают выразительные возможности таких художественных средств, как:

- цвет (холодный—тёплый, светлый—тёмный, глухой—звонкий);

- линия (прямая, ломаная, волнистая), пятно, штриховка различ­ного характера;

- контраст и нюанс (по цвету и по тону);

- ритм (пятен, линий, штриховки).

А также они учатся работать гуашью, цветными карандашами, фломастерами, в технике бумагопластики.












    © 2005-2019
    Направление.RU
    Веб-офис - система управления сайтомредактировать содержание сайта

    Адрес: ул.Руднёвка д.26
    Телефон: +7 (499) 721-58-67
    E-mail: